Локомотив — это специальный железнодорожный механизм, который везет по рельсам поезда и различные вагоны. Основная задача локомотива именно тяговая, а не перевозка грузов или пассажиров.
Локомотивы могут перевозить вагоны:
• Пассажирские;
• Грузовые;
• Маневровые.
По типу локомотивы бывают:
1. Паровозы;
2. Тепловозы;
3. Электровозы,например, локомотив Синара ;
Паровоз
Паровозы — работают на паровом двигателе, это первый железнодорожный транспорт, который внес особый вклад в развитие железной дороги и техники. Такие локомотивы были широко распространены до середины прошлого века. Принцип работы локомотива следующий, сила пара приводит в движение поршни в цилиндрах и при помощи кривошипно-шатунного механизма приводит в движение колеса и локомотив с вагонами начинает движение. Паровозы в настоящее время не используются на железной дороге, это ретро транспорт.
Тепловоз
Тепловозы работают на двигателе внутреннего сгорания. Самое широкое распространение получили локомотивы, имеющие дизельную силовую установку, которая передают электрическую или гидравлическую мощность к колесным механизмам, заставляя их двигаться.
Различают несколько видов тепловозов:
• Служебный, чаще всего называют мотовозом, такой локомотив с небольшой мощностью предназначен для маневровых и вспомогательных работ на различных железнодорожных путях.
• Магистральный. Такие локомотивы осуществляют движение поездов
• Маневровый. Используют на станциях для формирования поезда, перевозки вагонов на разные пути и т.д.
Без труда, можно понять какой локомотив вы видите перед глазами, на каждом тепловозе есть табличка
• Буква Т- означает тепловоз;
• Буква Э- означает электрическая передача;
• Буква Г – означает гидропередача;
• Буквы П- означают пассажирский, а М-маневровый.
Электровоз
Электровозы работают от постоянного и переменного тока контактной сети. В нашей стране большая часть железной дороги электрифицирована, поэтому на электровозы выполняют большой объем работы, примером может служить маневровый тепловоз ТЭМ14М. Преимущество локомотивов работающих от электрической сети в их мощности и способности перевозить большие и тяжелые грузы, а так же развивать большую скорость при перевозке пассажиров.
Как отмечали выше, электровозы подразделяются:
• Электровозы, работающие на переменном токе;
• Электровозы, работающие на постоянном токе.
Принцип работы практически одинаков.
Расчет маневровых локомотивов и организация их работы определяется по специальной формуле и должна обеспечивать беспрерывность работы жд станции